Повзрослевший мальчишка со шпагой ©
- Эдуард Николаевич, с читателями ваших книг все более-менее ясно. А как складываются ваши отношения с детскими писателями?
- Я вообще не люблю писателей. Писатели - нервные и нечестные люди, они все были изуродованы советской властью. Творческие люди очень поддаются давлению со стороны. Слишком тонкая психика. А уж советские писатели! Их покупали, они продавались. При мне однажды 23 члена правления писательского кооператива распределяли освободившуюся квартиру Литфонда - единогласно присудили ее очереднику. Но некто из иностранной комиссии Союза писателей обзвонил всех этих писателей и сказал: "Помогите получить квартиру дочери, а я вам помогу с выездами за рубеж". И они тут же переголосовали. Все 23 человека.
Но были и писатели, которых я очень уважаю. Борис Заходер, например. Он помог многим - мне, Грише Остеру, Андрею Усачеву. Он был суровый и едкий человек, но никогда не был предателем. Я 10 лет был его любимым учеником, а потом мы стали ругаться. Еще - Валентин Берестов. Остальные не выдерживали давления. Кто в партию вступал, кто начинал вилять хвостом перед Михалковым...
Детские писатели меня не жалуют. Потому что ни один детский писатель в жизни не признается в том, что он не первый. Они все лучшие. Успенскому, мол, повезло - он работает на массовое искусство. А мы такие талантливые, гении, но массы нас не понимают... Сейчас восходящая звезда - Андрей Усачев. Гриша Остер очень талантлив. К сожалению, часто он свой дар ставит не на те педагогические рельсы, увлекаясь тиражами и гонорарами.
- Говорят, Михалков-старший и Алексин - ваши личные враги?
- И не только мои. Это нехорошие люди. Кагэбэшники. Причем Михалков хоть талантливый, а Алексин просто бездарный. Они выжигали вокруг себя все. За 20 лет никто, кроме них, не пробился. Как только появлялся способный детский писатель, они его затаптывали. Кто такой Михалков? У него есть три хороших стихотворения. Плюс "Дядя Степа". Издавали, издавали... Хотя нет ни сюжета, ни характера. Дядя Степа - он какой? Жадный? Наивный? Правдоискатель? Он длинный. Это что, характер? Он - пустое место. Нынешние дети о нем и не знают ничего.
В клане Михалкова меня называли "главарем сионистского гнезда" - за то, что я помогал писателям-евреям. Тому же Грише Остеру, например. Хотя я сам русский.
- Агния Барто тоже была "нехорошим человеком"?
- Нет, но она была завистлива к чужому успеху. Она отказала мне в приеме в Союз писателей и так же, как клан Михалкова, не давала состояться. Она написала много "взрослых" стихов и говорила мне, что считает себя поэтессой на все времена. Сейчас от нее осталось только несколько стихотворений для малышей.
- Есть ли среди наших детских писателей вредные?
- Есть - Крапивин, Алексин... Все психические болезни, свойственные писателю, передаются его книгам. У Алексина была мания преследования. Он боялся, что его продадут, сдадут, страшился окружающего мира, и в его книгах всегда кто-то неожиданно умирает, сходит с ума. Хороший человек становится предателем: "Я тебя предал, но так было нужно для нашей экспедиции..." Читая его книжки, ребенок тоже заболевает этим. Или Крапивин пишет: "Мальчик со шпагой смело шел против бандитов, он сражался, но его избили..." Ребенок понимает, что не может победить зло, - убьют или изуродуют. Он чувствует себя трусом. У него развивается комплекс неполноценности. А у кого-то из детских писателей в подкорке неуважение к женщине. У другого - неуважение к Родине. Вот Кир Булычев очень полезен.
Друг финских детей
- Вы часто бываете в Финляндии. Почему?
- Там полюбили мои книги. Мой друг писатель Ханну Мяккеля, автор "Дедушки Ау", знает русский язык и обожает Чехова. Он мечтал со мной встретиться, а ему говорили, что я заболел или уехал, подсовывали Алексина или Барто, когда он приезжал в Москву. В 1979-м он в своей турпутевке записал, что хочет увидеть Москву и Успенского. Нехотя его повели ко мне. С тех пор мы ездим друг к другу в гости.
- Правда ли, что в Финляндии вы считаетесь детским писателем номер один, опережая Астрид Линдгрен?
- Боюсь, что так. Финны считают меня лучшим детским писателем мира. "Дядя Федор" вышел там пятнадцатью тиражами. А я считаю, что лучше меня, безусловно, Туве Янссон с ее муми-троллями.
- Чем Чебурашка и герои Простоквашина приглянулись загадочной финской душе?
- Для меня это тоже загадка. Может быть, дело в том, что финны очень серьезные и суховатые. У нас дети и родители - один "мешок", семья. На даче, в доме, в подъезде - как правило, всегда вместе. А финны эмоционально разделены. Мои вещи рассчитаны и на взрослого, и на ребенка. Они как бы объединяют семью вокруг книги. Мне один знакомый сказал: "Я твою книжку "Дядя Федор" ненавижу. Я читал ее дочери 11 раз. Она заставляла..."
Враг телепузиков
- Вы активно выступаете против засилья американских комиксов и мультиков. "Улица Сезам", мол, - передача для детей слаборазвитых негров. А "телепузиков" назвали "тележопиками". Эти-то вам чем не угодили? Солнышко сияет, все добрые, насилия - ноль...
- Я бы даже назвал их "телетрупиками". Там нет эмоций. Наши люди имеют потрясающую мимику. Улыбка, подмигивание, ирония, лукавство... А это - мертвецы на экране, без мимики и характеров. У меня лично они вызывают отвращение. Если их навязывать, мы изуродуем детей.
- В Сети появилась игра "Убей телепузика". Оружие игрока - цепная пила, пистолет и винтовка. Говорят, что сервер не справляется с наплывом желающих. Что вы об этом думаете? Может, у родителей уже сдают нервы?
- Возможно, на это создатели игры и рассчитывают... Странная штука. Что это - ненависть взрослых или в детях будоражат злость? Если игра для взрослых - ради бога, пусть сбрасывают свою неприязнь. А детям такого нельзя, хоть они и инвалиды ума, эти телепузики. Не должны дети развлекаться подобным образом.
- А все-таки слопает ли Микки-Маус нашу Курочку Рябу?
- Курочку Рябу, может, и слопает, но Илью Муромца, Кощея Бессмертного - вряд ли. Силенка не та.
- Я вообще не люблю писателей. Писатели - нервные и нечестные люди, они все были изуродованы советской властью. Творческие люди очень поддаются давлению со стороны. Слишком тонкая психика. А уж советские писатели! Их покупали, они продавались. При мне однажды 23 члена правления писательского кооператива распределяли освободившуюся квартиру Литфонда - единогласно присудили ее очереднику. Но некто из иностранной комиссии Союза писателей обзвонил всех этих писателей и сказал: "Помогите получить квартиру дочери, а я вам помогу с выездами за рубеж". И они тут же переголосовали. Все 23 человека.
Но были и писатели, которых я очень уважаю. Борис Заходер, например. Он помог многим - мне, Грише Остеру, Андрею Усачеву. Он был суровый и едкий человек, но никогда не был предателем. Я 10 лет был его любимым учеником, а потом мы стали ругаться. Еще - Валентин Берестов. Остальные не выдерживали давления. Кто в партию вступал, кто начинал вилять хвостом перед Михалковым...
Детские писатели меня не жалуют. Потому что ни один детский писатель в жизни не признается в том, что он не первый. Они все лучшие. Успенскому, мол, повезло - он работает на массовое искусство. А мы такие талантливые, гении, но массы нас не понимают... Сейчас восходящая звезда - Андрей Усачев. Гриша Остер очень талантлив. К сожалению, часто он свой дар ставит не на те педагогические рельсы, увлекаясь тиражами и гонорарами.
- Говорят, Михалков-старший и Алексин - ваши личные враги?
- И не только мои. Это нехорошие люди. Кагэбэшники. Причем Михалков хоть талантливый, а Алексин просто бездарный. Они выжигали вокруг себя все. За 20 лет никто, кроме них, не пробился. Как только появлялся способный детский писатель, они его затаптывали. Кто такой Михалков? У него есть три хороших стихотворения. Плюс "Дядя Степа". Издавали, издавали... Хотя нет ни сюжета, ни характера. Дядя Степа - он какой? Жадный? Наивный? Правдоискатель? Он длинный. Это что, характер? Он - пустое место. Нынешние дети о нем и не знают ничего.
В клане Михалкова меня называли "главарем сионистского гнезда" - за то, что я помогал писателям-евреям. Тому же Грише Остеру, например. Хотя я сам русский.
- Агния Барто тоже была "нехорошим человеком"?
- Нет, но она была завистлива к чужому успеху. Она отказала мне в приеме в Союз писателей и так же, как клан Михалкова, не давала состояться. Она написала много "взрослых" стихов и говорила мне, что считает себя поэтессой на все времена. Сейчас от нее осталось только несколько стихотворений для малышей.
- Есть ли среди наших детских писателей вредные?
- Есть - Крапивин, Алексин... Все психические болезни, свойственные писателю, передаются его книгам. У Алексина была мания преследования. Он боялся, что его продадут, сдадут, страшился окружающего мира, и в его книгах всегда кто-то неожиданно умирает, сходит с ума. Хороший человек становится предателем: "Я тебя предал, но так было нужно для нашей экспедиции..." Читая его книжки, ребенок тоже заболевает этим. Или Крапивин пишет: "Мальчик со шпагой смело шел против бандитов, он сражался, но его избили..." Ребенок понимает, что не может победить зло, - убьют или изуродуют. Он чувствует себя трусом. У него развивается комплекс неполноценности. А у кого-то из детских писателей в подкорке неуважение к женщине. У другого - неуважение к Родине. Вот Кир Булычев очень полезен.
Друг финских детей
- Вы часто бываете в Финляндии. Почему?
- Там полюбили мои книги. Мой друг писатель Ханну Мяккеля, автор "Дедушки Ау", знает русский язык и обожает Чехова. Он мечтал со мной встретиться, а ему говорили, что я заболел или уехал, подсовывали Алексина или Барто, когда он приезжал в Москву. В 1979-м он в своей турпутевке записал, что хочет увидеть Москву и Успенского. Нехотя его повели ко мне. С тех пор мы ездим друг к другу в гости.
- Правда ли, что в Финляндии вы считаетесь детским писателем номер один, опережая Астрид Линдгрен?
- Боюсь, что так. Финны считают меня лучшим детским писателем мира. "Дядя Федор" вышел там пятнадцатью тиражами. А я считаю, что лучше меня, безусловно, Туве Янссон с ее муми-троллями.
- Чем Чебурашка и герои Простоквашина приглянулись загадочной финской душе?
- Для меня это тоже загадка. Может быть, дело в том, что финны очень серьезные и суховатые. У нас дети и родители - один "мешок", семья. На даче, в доме, в подъезде - как правило, всегда вместе. А финны эмоционально разделены. Мои вещи рассчитаны и на взрослого, и на ребенка. Они как бы объединяют семью вокруг книги. Мне один знакомый сказал: "Я твою книжку "Дядя Федор" ненавижу. Я читал ее дочери 11 раз. Она заставляла..."
Враг телепузиков
- Вы активно выступаете против засилья американских комиксов и мультиков. "Улица Сезам", мол, - передача для детей слаборазвитых негров. А "телепузиков" назвали "тележопиками". Эти-то вам чем не угодили? Солнышко сияет, все добрые, насилия - ноль...
- Я бы даже назвал их "телетрупиками". Там нет эмоций. Наши люди имеют потрясающую мимику. Улыбка, подмигивание, ирония, лукавство... А это - мертвецы на экране, без мимики и характеров. У меня лично они вызывают отвращение. Если их навязывать, мы изуродуем детей.
- В Сети появилась игра "Убей телепузика". Оружие игрока - цепная пила, пистолет и винтовка. Говорят, что сервер не справляется с наплывом желающих. Что вы об этом думаете? Может, у родителей уже сдают нервы?
- Возможно, на это создатели игры и рассчитывают... Странная штука. Что это - ненависть взрослых или в детях будоражат злость? Если игра для взрослых - ради бога, пусть сбрасывают свою неприязнь. А детям такого нельзя, хоть они и инвалиды ума, эти телепузики. Не должны дети развлекаться подобным образом.
- А все-таки слопает ли Микки-Маус нашу Курочку Рябу?
- Курочку Рябу, может, и слопает, но Илью Муромца, Кощея Бессмертного - вряд ли. Силенка не та.
Безотносительно к произведениям, самого Успенского не люблю. Как-то так, чисто иррационально.
Вот это интервью показывает, что не напрасно я к нему так отношусь.
Какой-то поток злобы в отношении всех, кроме 2-3 человек, которые ему помогали. Ну и кого тут комплексы?"- так и хочется спросить.
Я в детстве не читала ни Барто, ни Михалкова, ни Успенского. Я Крапивина читала. и выросла ведь =)
это ты о чём?
Ооо, это да.
Кто сказал, не помню, что писателей надо читать, а не дружить с ними?
Меня однажды едва не угораздило попасть меж двух знакомых писателей, когда они расплевались. Ужос)))
А Успенский - злой сплетник, оказывается. о_0
Так о дяде Федоре. Крайне вредная литература. Юный любитель животных совершил акт неповиновения общественной морали, организовал кружок анархистов различных идеологических ответвлений, захватил сооружение. А в одной из книжек дядя Федор еще обожрался гриба, у него отшибло мозги, а зверье во главе с Печкиным ушли в анархо-партизаны, т.к. боялись уголовной ответственности за незаконный оборот интересных веществ
=)) это уж чересчур. но если честно книжка довольно занудна. Мультик несомненно сняли интереснее.
Кстати, взялась тут недавно читать ребёнку "Дядю Фёдора" и "Чебурашку" - и поразилась, насколько плоским и бедным языком написано. А продолжения, которые он написал недавно - по содержанию вообще полный бред. Считаю, что 80% популярности Чебурашки и Простоквашино - за счёт шедевральных мультиков.
Я еще в детстве в нем разочаровался, когда прочитал продолжения тех же Простоквашина и Чебурашки. Бизнес какой-то, прочее в том же духе... Противно стало и стыдно как-то, хотя мне было тогда лет 7-8 (но и до сих пор так же). Просто когда человек вот так конкретно подлаживается под, мягко говоря, сомнительные ценности...
мне всегда казалось, что Успенский и Крапивин пишут для разных возрастов все-таки. В этих 2-3 годах все же большая разница.
Никогда не приходило в голову сравнивать их. Успенский для меня всегда был малышевый писатель, а Крапивина хоть сейчас готов перечитать)
Это все равно, что выдернуть кусок из середины, и давай судить о произведении. Почему-то он не указал, что писатель учит верить людям и друзьям. Ведь проигрывал он лишь когда был один, когда боялся смотреть в глаза правде.
К тому же, разве правду писать это плохо? Скажите какая вероятность того, что зайдя за угол я встречу не толпу (простите) гопников, а чебурашку?
А вот гопников-вполне реально
З.Ы. О чем, собственно, и речь)
Думаю в любом случае для нашего любимого писателя важна именно наша поддержка (читателей), а злые языки всегда были, есть и будут. Ругают - значит признают. Лично для меня Крапивин святой человек, спасший мое детство, и я ему всю жизнь буду благодарен. Хотя прочитав первый раз это интервью я очень-очень разозлился. Но потом решил, что Владислав Петрович от этих некрасвых, злых слов не станет менее добрым и любимым нами писателем. В ответ лишь могу заверить, что Крапивин самый полезный писатель))))))
аналогично
В ответ лишь могу заверить, что Крапивин самый полезный писатель))))))
А вот за Агнию Львовну Барто я лично оскорбился, помня ее передачу и одноименную книгу "Найти человека". Человек, который делал такое великое по сути дело, - и "она была завистлива к чужому успеху".
Успенский БЫЛ хорошим детским писателем, но как большинству, ему надо было перестать писать уже лет 15 назад. Никто, надеюсь, не будет спорить, что "Дядя Фёдор, пёс и кот", "Вера и Анфиса" и "Чебурашка" останутся в золотом фонде детской литературы. Но. Из тех же повестей про Простоквашино хороши - первые три. Всё. Дальше пошел гнать такую хрень, что мама моя. Кому хочется поплеваться - найдите "Нэнси из интернета в Простоквашино". Но лучше не читайте. А ведь сам Э.Н. убежден наверняка, что это - хорошая книга.
Для того, чтоб денег поднять.(
2) Все сказанное Успенским относится и к нему же.
3) А что факт - Успенский жаден безмерно. Художник, который, нарисовал реально Чебурашку, придумал его графически, не получил ни гроша авторских. Ну, или два гроша. Реальный факт.
4) Жалко. Был интересный писатель...