Кошки ходят поперек
О творчестве Владислава Петровича Крапивина и его влиянии на человеческий организм я хотел написать давно.
Итак, несколько мыслей. И пусть вас не смущает стиль, переходящий от лирического эссе к официальным канцеляризмам. Хотелось писать как пишется, не останавливаясь и не правя. Простите также безапеляционность — я не претендую на роль носителя истины, но предмет разговора знаю.

Три аудитории и три вероятных реакции на Крапивина.

Все мы, любители творчества ВПК, отравлены. Отравлены раз и навсегда, сладким ядом, имя которому — книги Владислава Петровича. Мы как наркоманы, сидящие на игле. Мы выискиваем старые издания и рыщем в поиске новых. Библиографируем и пересказываем друг другу сюжеты. Погружаемся в мир ВПК всё глубже и глубже. И доза нам нужна всё более крутая. Вот уже составляются списки фильмов, где играют "классные мальчишки", пусть даже к ВПК они отношения не имеют. Придирчиво оцениваются возможные последователи. Тиражируются фотографии ошарашенных "каравелловцев", под тихое удивление — а чего они сниматься-то не хотят?
Ребята, а мы того... не того?
Да нет, конечно. читать дальше

@темы: Рассуждения

Комментарии
11.06.2007 в 01:11

Надежда всегда берёт верх над жизненным опытом (с)
"Сейте разумное, доброе, вечное..." - Лукьяненко ставит под вопрос эту уже порядком избитую истину. Не прав он тут, имхо, не прав.



Читала это эссе довольно давно. Двойственное чувство осталось. С одной стороны, вроде бы и во многом согласна: и про большое количество ушибленных одиночеством, и про реальные шторма и реальных друзей - а с другой, возникает острое чувство неприятия. Потому что книги Крапивина действительно дают пинок. Очень ощутимый моральный пинок, хлесткий удар по самой душе - и ты начинаешь видеть в окружающем мире больше чистого и светлого. И хочется сделать что-то действительно стОящее и доброе. Именно сделать - выйти из библиотеки, где сидел с книжкой, и СДЕЛАТЬ. "Творить реальность из книг" - тут абсолютно ни при чем, и эта острая реакция, крик о несовершенстве реального мира, имхо, является последствием личного негативного опыта самого Сергея Лукьяненко.



Я начала читать книги Владислава Петровича в раннем подростковом возрасте и могу сказать, что мое отношение к жизни во многом сформировано им. И если уж на то пошло - было бы неплохо ввести ВПК в школьную программу)



~Ива~

Увидела знакомое заглавие "Ушибленные одиночеством" во френдленте. Прочитала все это дело, чтобы освежить в памяти. Удивилась, не найдя в конце личного комментария того, кто вывесил. Можно ли узнать ваше (твое?) отношение к статье? А то такая провокация прям)))
11.06.2007 в 05:06

Ну, если это и провокация, то именно со стороны самого Доктора Ливси. Право на личное мнение, и на его высказывание, имеет каждый - вот Лукьяненко им и пользуется во всю ширь. И осуждать его за это нелогично.

Нелогично, потому что он описал ситуацию, как она выглядит с его стороны. И честно об это предупредил.

На мой взгляд, "Рыцари", чем бы они не задумывались, получились не намного слабее источника вдохновения, - но с большой поправкой на мировосприятие поколения, следующего за Крапивиным, хотя и выросшего на его книгах. Он ведь искренне любит книги Командора - это в каждой строчке читается. Только не верит в то, что мир Крапивина реализуем в современных реалиях - достаточно "Линию грез" почитать...

Не далее как неделю назад я наблюдала 24-летнего ребенка, вытащившего у меня с книжной полки "Мушкетера и Фею" - по той лишь причине, что я однажды назвала его Джонни Воробьевым. И на вопрос "Ну, как?", заданный после того, как была закрыта книжка, услышала в ответ: "Это просто чудо!!!"

И это вполне продукт современного мира, не обделенный ни друзьями, ни общением.

Я сама в избытке получала от людей и тепла, и понимания. Ни в малейшей степени не считаю себя "ушибленной одиночеством". Но сколько бы ни перечитывала - по нервам бьет с не ослабевающей силой. Вот какой это тип? Первый? Второй? Не третий, это точно.

Не думаю, чтобы дело было только в негативном опыте Лукьяненко. Скорее всего - он, как человек талантливый, просто чуть острее чувствует зазор между той планкой, которую поднял Крапивин, и реальностью, в которой Сережи Каховские встречаются немного реже, чем следовало бы. Это больно, и, на мой личный взгляд, именно эта боль и есть содержание его размышлений.

Ведь Крапивин, действительно, пишет об ИДЕАЛЕ. О том, как должно быть, по всем законам и канонам. И у него тоже, если прислушаться, слышно эхо разрыва между идеалом и реальностью. Особенно в вещах последних лет. Сказочник становится грустным. Не потому, что теряет веру в идеал, а потому, что теряет уверенность в том, что этот идеал будет реализован хотя бы в первом приближении.
11.06.2007 в 15:32

Надежда всегда берёт верх над жизненным опытом (с)
jas37



Я не осуждаю Лукьяненко и не покушаюсь на свободу слова, я просто высказываю свое несогласие с его точкой зрения. Его безапелляционность, о которой он, впрочем, честно предупредил, вызывает у меня чувство неприятия, а расклад по "типам" кажется немного нелепым. Впечатления о негативном личном опыте автора сложились из-за циничного тона и какой-то невысказанной обиды "звучащей" в тексте. Как будто бы упрек в адрес ВПК: зачем рисовать такую светлую реальность, когда на самом деле все по-другому? Зачем дразнить и обманывать другим и будто бы лучшим миром?

Не спорю, у Крапивина тоже проскальзывают темы о жестокой современности. Взять хотя бы "Синий треугольник" - чувство безвыходности и неприкаянности в финале аж слезу выбивает. Но ведь идеал - на то он и идеал, чтобы к нему идти, ползти и пробираться. И в этом для меня заключено обаяние книг ВПК: они зовут к действию. И характеристика Первого Типа со его побегом от реальности, который не раз упоминает Лукьяненко, кажется мне, ни много, ни мало, гротескным преувеличением. Таково мое махровое ИМХО)



P.S.: не удержалась и откопала на эту тему цитату из самого ВПК, по поводу идеальности его персонажей и нереальности ситуаций:

"...Я доказывал, что никакой сусальности в описании ребячьего бескорыстия нет. Вспоминал, что классе в четвертом-пятом катался на коньках-снегурочках, подаренных мне кем-то из приятелей. Говорил о своем товарище Альке, который делал фотоснимки трофейным аппаратом, отданным ему "за так" соседом-семиклассником. Повествовал, как в первомайский праздник наша уличная компания оделяла принесенной из дома стряпней жившую в хибарке супружескую пару (как сейчас догадываюсь — изрядных пьяниц). Рассказывал, как дарил мне марки и монеты из своих коллекций мой сосед-приятель Пашка Шаклин. Ну и так далее. А то, что сюжеты надо не слепо брать из действительности, а "трансформировать по-своему", я подчеркнул снова. Мол, на то и существует литература..." (с) ВПК "Нарисованные герои"
11.06.2007 в 18:22

Чем утоляешь жажду? Водой или волной?
Эта статья висела у меня на дневнике в более полном варианте. Она собрала почему-то множество позитивных отзывов, в том числе и от тех, кто Крапивина вообще не читал. Они вздохнули с облегчением и навсегда решили для себя книги Командора не открывать. Более вредного поста у меня не было и, надеюсь, не будет.

Я не люблю продолжателей литературного дела Крапивина. Даже у Тараканова и Федорова (кто еще не в курсе, как я люблю "Колесо в заброшенном парке" есть один, но зато огромный недостаток: они не сумели придумать свою изюминку, воспользовавшись крапивинским Кристаллом.
11.06.2007 в 18:27

Чем утоляешь жажду? Водой или волной?
Да, и еще: я не верю, что крапивинского идеала не существует. Я знакома с ребятами из "Каравеллы" - они разительно отличаются от всех остальных моих друзей. Витька (ныне флаг-капитан отряда) стал моим проводником в тот потрясающий мир, где можно отличать марсель от брамселя и вязать швартовочные узлы. Разжигать костры на привале и петь "Колыбельную". Шпаклевать щели у ахтеркницы и разбивать коленки. Идти под парусом при шквальном ветре. Могу сказать одно: у ребят из этого отряда детство было, и они щедро делятся им со всеми, кто волею случая был лишен такого безмятежного счастья.
12.06.2007 в 17:20

Кошки ходят поперек
Snowball

(: можно на ты

Вешала с работы, поэтому до личного комментария тогда не додумалась. Какой-то по счету мыслью после того, как прочла текст, было - вывесить тут. Вывесила.

Признаться, мне лично Лукьяненко не нравится. Особенно как человек. Особенно после какой-тьо его книги про мальчика и солнечного зайчика. Педофилии я даже у Перумова не встречала, хотя у этого автора она была бы не так... шокирующа.

Понравилась ли мне его статья? Не могу ответить на этот вопрос, потому что я не могу сказать, что так уж согласна с ней (в каких-то деталях - да, но чтоб в общем... не дождетесь!), но при всем этом уважаю то, как она написана, ну и, кончено, силу эмоций автора.

Кажется мне, что именно он ( да еще пара десятков людей на всю страну) и входит в этот Первый тип. Что вот этого первого типа неизмеримо мало даже в сравнении с типом третьим.

Жаль мне немного Лукьяненко. Точно так же, как и тех толкиенистов, что ушли жить в мир Средиземья, отвергая все остальные миры. Как одного из тихих сумасшедших.

И только потому и не прошла мимо статьи, что она, как и множество рассуждений сумасшедших людей, имеет удивительно точнное и стройное логическое строение.

Если мое мнение обидит Лукьяненко, я извинюсь, но мнения своего не изменю. (:
12.06.2007 в 17:21

Кошки ходят поперек
Редфайер

а можно ссылку на ее более полный вариант? Можешь счесть это каким-то вариантом мазохизма, но - любопытно (:
13.06.2007 в 16:39

Чем утоляешь жажду? Водой или волной?
~Ива~ Я вспомнила. Это был не полный вариант, это была статья вообще другого человека. Где она лежит, я, естественно, уже не скажу, но на мой дневник ссылку даю.

http://www.diary.ru/~RedfiRe/?comme...postid=25882543
13.06.2007 в 17:07

Кошки ходят поперек
Редфайер

Благодарю, почитаю. Хотя, кажется, где-то я такое уже видела...
15.06.2007 в 13:57

Статье уже лет десять, если не больше. Прав, СЛ, прав, черт возьми...
20.06.2007 в 01:38

Повзрослевший мальчишка со шпагой ©
Snowball Я не согласна,что их нужно вводитьв школьную программу. Школьная программа, к сожалению, составлена так,чтобы привить детяи стойкой отвращение к русской литературе.

А вообще я не согласна с его классификацией,хотя некотрые мысли верны.

Я вообще-то очень Лукьяненко люблю, как раз после прочтения этой статьи я перечитывала "Линиию Грёз" и "Императров Иллюзий".

Я вспоимнала вышеизложенную статью,читая Лукьяненко,и некотрые моменты мне просто показались личным оскорблением.

Сдуру подумав,что это статью Лукьяненко выкладывал у себя в дневе,отправилась на поиски с целью поспорить с ним. Бывает...
21.06.2007 в 11:18

Кошки ходят поперек
Алька@

Я не согласна,что их нужно вводитьв школьную программу. Школьная программа, к сожалению, составлена так,чтобы привить детяи стойкой отвращение к русской литературе.

Думаю, Snowball потому и предложила ввести книги Крапивина в школьную программу, чтобы ослабить эффект отвращения к литературе у детей.
21.06.2007 в 12:46

Надежда всегда берёт верх над жизненным опытом (с)
~Ива~

Думаю, Snowball потому и предложила ввести книги Крапивина в школьную программу, чтобы ослабить эффект отвращения к литературе у детей.

Ага. Правда, мы в школе Крапивина читали. Классе в шестом. "Ковер-самолет". Это была самая первая книжка Крапивина, которая попалась мне в руки, и проглотилась она за один вечер, взахлеб... С того времени меня и понесло)))



Алька@

По-видимому, мне жутко повезло с преподаваетелем - уроки литературы я любила до безумия. И не зря - см. выше)))
21.06.2007 в 15:51

...у всякого человека есть Остров. (с)
По-видимому, мне жутко повезло с преподаваетелем

Зашла, чтобы сказать тоже самое: очень многое зависит от преподавателя, а не от книг.
21.06.2007 в 16:24

Повзрослевший мальчишка со шпагой ©
Snowball ну я имела в школе твёрдую тройку,тк любила высказывать на всё своё мнение.

А в после-пятёрку с плюсом.

Так что я согласна
11.10.2007 в 17:13

Эту статью я прочитал впервые года три назад, когда вообще впервые попался во Всемирную Сеть. После неё Лукьяненко для меня нет.

11.10.2007 в 19:07

Повзрослевший мальчишка со шпагой ©
Лётчик У меня,конечно же,статья эта восторгов не вызвала,я вообще предположила,что Лукьяненко просто завидует,но всё Лукьяненко как автор для меня сущетвовать не перестал.Его мнение не обязано совпадать с моим.

.
07.09.2008 в 02:20

Очень много правды. Возможно, CЛ и завидует немного - но психологическая проблема налицо. И, стремясь к объективности, говорю: СЛ молодец, что эту тему поднял. Он ее просто изнутри знает, судя по всему...
Да, статья неновая. Год, помнится, 1994 был??? Был еще фэндом под названием "Лоцман"... Странно, как давно это было

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail