воскресенье, 10 июня 2007
О творчестве Владислава Петровича Крапивина и его влиянии на человеческий организм я хотел написать давно.
Итак, несколько мыслей. И пусть вас не смущает стиль, переходящий от лирического эссе к официальным канцеляризмам. Хотелось писать как пишется, не останавливаясь и не правя. Простите также безапеляционность — я не претендую на роль носителя истины, но предмет разговора знаю.
Три аудитории и три вероятных реакции на Крапивина.
Все мы, любители творчества ВПК, отравлены. Отравлены раз и навсегда, сладким ядом, имя которому — книги Владислава Петровича. Мы как наркоманы, сидящие на игле. Мы выискиваем старые издания и рыщем в поиске новых. Библиографируем и пересказываем друг другу сюжеты. Погружаемся в мир ВПК всё глубже и глубже. И доза нам нужна всё более крутая. Вот уже составляются списки фильмов, где играют "классные мальчишки", пусть даже к ВПК они отношения не имеют. Придирчиво оцениваются возможные последователи. Тиражируются фотографии ошарашенных "каравелловцев", под тихое удивление — а чего они сниматься-то не хотят?
Ребята, а мы того... не того?
Да нет, конечно.
читать дальшеМы просто Тип Первый. Те, по кому Крапивин (в лучших своих проявлениях), бьёт с энергией вакуумной бомбы, выжигая прочие увлечения. Я знаю. Я сам такой... был. Мы готовы вступить в бой с глиняными манекенами, проследить за судьбой малыша, оказавшегося в тёмном лесу наедине с подозрительным мужчиной, ободрить приветливым взглядом мальчика-одиночку. Да и девочку мы не ударим. А ритуальное набрасывание куртки на плечи озябшего ребёнка мы проведём с умением опытного ковбоя.
Правда, всё это выполнит любой нормальный человек, никогда не слышавший о Крапивине.
Поговорим чуть-чуть о нас. Я позволю себе спорное — но полностью согласующееся с интересной статьёй Валентина Веснина, утверждение. "Крапивинисты" (не путать с "каравелловцами"!) — это люди, страдающие от одиночества. Люди, во многом ущербные. Люди, недополучившие дружбы. Люди, не умеющие дружить.
Не кидайте в меня мячиками и палочками! К чему эти наивные символы... Я знал многих "крапивинистов" — хороших, умных, славных ребят и девчонок. Но я уверен — большинству из нас недодали дружбы, в детстве или юности — не суть важно. Мы не смогли или не успели подружиться — и тут прочитали в книгах ВПК о дружбе Настоящей. Прочитали — и сломались. Мы стали её искать. Когда не получалось найти — пытались сотворить сами. Но жизнь почему-то ломала схемы...
Идеал недостижим — а Владислав Крапивин пишет именно об идеальной дружбе.
Второй тип читателей Крапивина, пожалуй самый многочисленный, это те, кто читает его с удовольствием, как в детстве, так и в зрелом возрасте, но никогда не впадают в экзальтацию, восторг, не составляют библиографий, не охотятся за фотографиями "каравелловцев"и т.д. Тип Второй — это люди, не испытывающие дефицита реальной дружбы и любви. Тип Второй спокоен, весел и порой романтичен.
И Третий Тип. Люди, которые прочитав одну-две книги ВПК начинают весело острить по их поводу... или просто пожимают плечами и больше не читают. Боюсь, они просто не умеют дружить — не испытывают в этом нужды. Они самодостаточны. Они уверены в себе. Возможно, будущее за ними.
Думаю, рассуждать о Втором и Третьем Типах нужды нет.
Кто виноват и что делать? Тезисы ноябрьские.
Я далёк от мысли, что именно книги ВПК в какой-то миг сбили нас, Тип Первый, с пути истинного, заставили гнаться за миражом невозможных эмоций. Скорее — мы хотели обмануться. Мы поверили бы и в что-нибудь другое. "Пермский треугольник", "Гербалайф", "Цептер"посуду. В романтику и Настоящую дружбу верить, конечно же, приятнее. Говорю без всякой иронии.
Итак — Главный враг, подлый враг определён. Это мы сами. Мы хотим невозможного... вру! В нашем узком кругу мы способны получить именно такую дружбу, о которой мечтаем. До тех пор, пока удержимся в заданных схемой рамках. Вы никогда не дружили, сверяя себя с книгой?
Что делать? А это, ребята, каждый решит сам. Кто-то, пожалуй, удовлетворится чтением и перечитыванием Крапивина и последователей. Кто-то с радостью восполнит дефицит общения в "Лоцмане". Мой лишь совет — дружите с иногородними. Видя друга раз-два в год проще ощущать Подлинность Дружбы.
Кто-то, возможно, возьмётся за третий путь. Трансформировать моральноэтические, литературные, философские идеи ВПК в идеи СВОИ. И восхищаясь "пушистостью"(как называет это один мой московский друг) Крапивина, помнить — самый пушистый зверёк имеет острые зубы и скверные привычки.
Друг — это не только пушистый мех. Это ещё и пять-шесть черт характера, которые всегда хочется — и никогда нельзя — изменить.
Всегда сохраняя в себе детский восторг и чистоту, воспетую Крапивиным как никем иным, надо уметь смотреть и на реальную жизнь, реальный мир. Да, мы поддались на магию огромного таланта...
Да, мир книг Крапивина был слишком прекрасен для нас, распятых на оплывших идеалах и поблёкших победах. И так здорово было выйти на бой с Ящером, кинуть палку в манекена, доказать злой учительнице, что она не права.
А самым главным для нас была дружба и любовь, верность и преданность, что так яростно кипели на страницах любимых книг, что помогали победить любое зло...
И книги, которые мы любили, были такими живыми, такими реальными. И Гелька Травушкин был куда ближе и лучше соседа по парте. Уже не хотелось дружбы обычной. Но! Ребята! Опомнимся!
Скажите, а вы способны стать друзьями не по переписке? Не по книгам? Способны на "командорство"? Владислав Петрович Крапивин уже много лет доказывает — он способен. И ребята из "Каравеллы", уверен, тоже способны. У них, кроме книг, была ещё и жизнь. С ВПК — реальным человеком, со всеми его плюсами и минусами, с настоящим фехтованием и подлинными штормами, и, главное, реальными друзьями.
Да, нам дали романтический пинок и светлый идеал. Но то, что он был дан книгами, породило чудовищный по непредсказуемости эффект. Мы не смогли (в большинстве своём), претворить книги в реальность. И стали творить реальность из книг. Сможем ли мы использовать этот шанс — перевести данное Крапивиным из абстрактно-красивой плоскости в плоскость реальную, жизненную? Найти свой вариант приложения романтики, доброты, дружбы? Увидеть парус своего корабля, своей каравеллы? Или сведём всё к говорильне о книгах Крапивина, поискам рапир, медных пуговиц и настоящего друга?
Давайте выбирать главное — кто что хочет. Играть в Настоящую дружбу, найти реального друга, рисовать карту-схему Великого Кристалла, писать "как Крапивин"...
О последнем — подробнее.
Подражатели и продолжатели. Взгляд изнутри.
Знаю, что при словах о "подражателях и продолжателях" возникают в основном две фигуры. Тяглов и, пардон, Лукьяненко. Первый — с "Кругами Магистра", второй — с "Рыцарями сорока островов" и, для некоторых, "Пристанью Жёлтых Кораблей". О Тяглове позвольте не высказываться. Второго я знаю лучше. Скорбно признаюсь — "Пристань", это явное подражание ВПК, "Рыцари" начинались как пародия на его книги. Я начал писать их "выдавливая" из себя подражательство. И в процессе понял, что рамки пародии "Рыцари" переросли. Упрёки Крапивина в недоведении до конца линии Игорька (шпиона), принимаю полностью. Более того, массированная гибель персонажей в начале, то, что Кир Булычёв в статье для "Локуса" обозвал "введением в фантастику понятия случайной смерти", так вот, эта гибель двух Игорей, Кости, Ромки тоже была... ой, стыдно признаваться-то... Так вот, я просто понял, что такую толпу ребят выписать не смогу. И отсёк второстепенных персонажей разом.
Вы шокированы? Когда б вы знали, из какого сора...
Но назовите мне книгу ВПК, где активно действуют более пяти-шести мальчишек. Просто для Крапивина убивать героев "взаправду" невозможно. Я, увы, знаю, что в данной ситуации они бы погибали — и убивали друг друга. И слова о том, что "я поставил бы туда своих героев"несколько самообличительны. У меня не было такого выбора ребят. Я взял тех, кто был рядом, в нашем клубе. Умные, хорошие ребята. Но они бы вели себя, увы, так...
Слишком крепко вживлён сейчас в ребячьи души автоответчик "свой-чужой".
Я читал несколько повестей-подражаний ВПК. Они немножко скрещены с Муркоком, Толкиным... знаете, очень интересно читать. Любителям Крапивина. Там тоже пульсируют синие жилки под коленками, а детские лопатки так трогательно выпирают из плеч, что так и хочется прикрыть их последней курткой. При этом повести порой наполнены такой крутизной, что мне и не снилось. Только там дети убивают взрослых, а не детей. А это — плохо, но допустимо.
Я не знаю, появятся ли точные подражания Крапивину. То, что они найдут читателя, сбыт, поклонников — бесспорно. Когда уже не хватает привычного продукта (хоть ВПК и пишет очень быстро), легко идут в ход заменители. Найдётся ли достойный подражатель? Честно говоря, сомневаюсь. Перумов после эпопеи "под Толкина" пишет оригинальные вещи, и это неизбежный путь для любого талантливого человека. А бесталанный имитатор, к счастью, никогда Крапивина не подделает. Ну нельзя так писать без сердца и таланта!"
@темы:
Рассуждения
Читала это эссе довольно давно. Двойственное чувство осталось. С одной стороны, вроде бы и во многом согласна: и про большое количество ушибленных одиночеством, и про реальные шторма и реальных друзей - а с другой, возникает острое чувство неприятия. Потому что книги Крапивина действительно дают пинок. Очень ощутимый моральный пинок, хлесткий удар по самой душе - и ты начинаешь видеть в окружающем мире больше чистого и светлого. И хочется сделать что-то действительно стОящее и доброе. Именно сделать - выйти из библиотеки, где сидел с книжкой, и СДЕЛАТЬ. "Творить реальность из книг" - тут абсолютно ни при чем, и эта острая реакция, крик о несовершенстве реального мира, имхо, является последствием личного негативного опыта самого Сергея Лукьяненко.
Я начала читать книги Владислава Петровича в раннем подростковом возрасте и могу сказать, что мое отношение к жизни во многом сформировано им. И если уж на то пошло - было бы неплохо ввести ВПК в школьную программу)
~Ива~
Увидела знакомое заглавие "Ушибленные одиночеством" во френдленте. Прочитала все это дело, чтобы освежить в памяти. Удивилась, не найдя в конце личного комментария того, кто вывесил. Можно ли узнать ваше (твое?) отношение к статье? А то такая провокация прям)))
Нелогично, потому что он описал ситуацию, как она выглядит с его стороны. И честно об это предупредил.
На мой взгляд, "Рыцари", чем бы они не задумывались, получились не намного слабее источника вдохновения, - но с большой поправкой на мировосприятие поколения, следующего за Крапивиным, хотя и выросшего на его книгах. Он ведь искренне любит книги Командора - это в каждой строчке читается. Только не верит в то, что мир Крапивина реализуем в современных реалиях - достаточно "Линию грез" почитать...
Не далее как неделю назад я наблюдала 24-летнего ребенка, вытащившего у меня с книжной полки "Мушкетера и Фею" - по той лишь причине, что я однажды назвала его Джонни Воробьевым. И на вопрос "Ну, как?", заданный после того, как была закрыта книжка, услышала в ответ: "Это просто чудо!!!"
И это вполне продукт современного мира, не обделенный ни друзьями, ни общением.
Я сама в избытке получала от людей и тепла, и понимания. Ни в малейшей степени не считаю себя "ушибленной одиночеством". Но сколько бы ни перечитывала - по нервам бьет с не ослабевающей силой. Вот какой это тип? Первый? Второй? Не третий, это точно.
Не думаю, чтобы дело было только в негативном опыте Лукьяненко. Скорее всего - он, как человек талантливый, просто чуть острее чувствует зазор между той планкой, которую поднял Крапивин, и реальностью, в которой Сережи Каховские встречаются немного реже, чем следовало бы. Это больно, и, на мой личный взгляд, именно эта боль и есть содержание его размышлений.
Ведь Крапивин, действительно, пишет об ИДЕАЛЕ. О том, как должно быть, по всем законам и канонам. И у него тоже, если прислушаться, слышно эхо разрыва между идеалом и реальностью. Особенно в вещах последних лет. Сказочник становится грустным. Не потому, что теряет веру в идеал, а потому, что теряет уверенность в том, что этот идеал будет реализован хотя бы в первом приближении.
Я не осуждаю Лукьяненко и не покушаюсь на свободу слова, я просто высказываю свое несогласие с его точкой зрения. Его безапелляционность, о которой он, впрочем, честно предупредил, вызывает у меня чувство неприятия, а расклад по "типам" кажется немного нелепым. Впечатления о негативном личном опыте автора сложились из-за циничного тона и какой-то невысказанной обиды "звучащей" в тексте. Как будто бы упрек в адрес ВПК: зачем рисовать такую светлую реальность, когда на самом деле все по-другому? Зачем дразнить и обманывать другим и будто бы лучшим миром?
Не спорю, у Крапивина тоже проскальзывают темы о жестокой современности. Взять хотя бы "Синий треугольник" - чувство безвыходности и неприкаянности в финале аж слезу выбивает. Но ведь идеал - на то он и идеал, чтобы к нему идти, ползти и пробираться. И в этом для меня заключено обаяние книг ВПК: они зовут к действию. И характеристика Первого Типа со его побегом от реальности, который не раз упоминает Лукьяненко, кажется мне, ни много, ни мало, гротескным преувеличением. Таково мое махровое ИМХО)
P.S.: не удержалась и откопала на эту тему цитату из самого ВПК, по поводу идеальности его персонажей и нереальности ситуаций:
"...Я доказывал, что никакой сусальности в описании ребячьего бескорыстия нет. Вспоминал, что классе в четвертом-пятом катался на коньках-снегурочках, подаренных мне кем-то из приятелей. Говорил о своем товарище Альке, который делал фотоснимки трофейным аппаратом, отданным ему "за так" соседом-семиклассником. Повествовал, как в первомайский праздник наша уличная компания оделяла принесенной из дома стряпней жившую в хибарке супружескую пару (как сейчас догадываюсь — изрядных пьяниц). Рассказывал, как дарил мне марки и монеты из своих коллекций мой сосед-приятель Пашка Шаклин. Ну и так далее. А то, что сюжеты надо не слепо брать из действительности, а "трансформировать по-своему", я подчеркнул снова. Мол, на то и существует литература..." (с) ВПК "Нарисованные герои"
Я не люблю продолжателей литературного дела Крапивина. Даже у Тараканова и Федорова (кто еще не в курсе, как я люблю "Колесо в заброшенном парке" есть один, но зато огромный недостаток: они не сумели придумать свою изюминку, воспользовавшись крапивинским Кристаллом.
(: можно на ты
Вешала с работы, поэтому до личного комментария тогда не додумалась. Какой-то по счету мыслью после того, как прочла текст, было - вывесить тут. Вывесила.
Признаться, мне лично Лукьяненко не нравится. Особенно как человек. Особенно после какой-тьо его книги про мальчика и солнечного зайчика. Педофилии я даже у Перумова не встречала, хотя у этого автора она была бы не так... шокирующа.
Понравилась ли мне его статья? Не могу ответить на этот вопрос, потому что я не могу сказать, что так уж согласна с ней (в каких-то деталях - да, но чтоб в общем... не дождетесь!), но при всем этом уважаю то, как она написана, ну и, кончено, силу эмоций автора.
Кажется мне, что именно он ( да еще пара десятков людей на всю страну) и входит в этот Первый тип. Что вот этого первого типа неизмеримо мало даже в сравнении с типом третьим.
Жаль мне немного Лукьяненко. Точно так же, как и тех толкиенистов, что ушли жить в мир Средиземья, отвергая все остальные миры. Как одного из тихих сумасшедших.
И только потому и не прошла мимо статьи, что она, как и множество рассуждений сумасшедших людей, имеет удивительно точнное и стройное логическое строение.
Если мое мнение обидит Лукьяненко, я извинюсь, но мнения своего не изменю. (:
а можно ссылку на ее более полный вариант? Можешь счесть это каким-то вариантом мазохизма, но - любопытно (:
http://www.diary.ru/~RedfiRe/?comme...postid=25882543
Благодарю, почитаю. Хотя, кажется, где-то я такое уже видела...
А вообще я не согласна с его классификацией,хотя некотрые мысли верны.
Я вообще-то очень Лукьяненко люблю, как раз после прочтения этой статьи я перечитывала "Линиию Грёз" и "Императров Иллюзий".
Я вспоимнала вышеизложенную статью,читая Лукьяненко,и некотрые моменты мне просто показались личным оскорблением.
Сдуру подумав,что это статью Лукьяненко выкладывал у себя в дневе,отправилась на поиски с целью поспорить с ним. Бывает...
Я не согласна,что их нужно вводитьв школьную программу. Школьная программа, к сожалению, составлена так,чтобы привить детяи стойкой отвращение к русской литературе.
Думаю, Snowball потому и предложила ввести книги Крапивина в школьную программу, чтобы ослабить эффект отвращения к литературе у детей.
Думаю, Snowball потому и предложила ввести книги Крапивина в школьную программу, чтобы ослабить эффект отвращения к литературе у детей.
Ага. Правда, мы в школе Крапивина читали. Классе в шестом. "Ковер-самолет". Это была самая первая книжка Крапивина, которая попалась мне в руки, и проглотилась она за один вечер, взахлеб... С того времени меня и понесло)))
Алька@
По-видимому, мне жутко повезло с преподаваетелем - уроки литературы я любила до безумия. И не зря - см. выше)))
Зашла, чтобы сказать тоже самое: очень многое зависит от преподавателя, а не от книг.
А в после-пятёрку с плюсом.
Так что я согласна
.
Да, статья неновая. Год, помнится, 1994 был??? Был еще фэндом под названием "Лоцман"... Странно, как давно это было